Бахчисарайский Успенский монастырь
Крым относится к первым уголкам нашей земли, где слово Христа нашло отклик. Здесь проповедовали Андрей Первозванный и священномученик Климент, папа Римский (ученик апостола Петра), оставившие значительный след на благословенной земле Тавриды, пропитанной кровью многих мучеников за веру.
Пещерные города и обители Крыма выделяются своей неприступностью, остатками многочисленных храмов. Эти места — немые свидетели значимых исторических событий. И сейчас возрождаются древние монастыри, в тишине Крымских гор звучит молитва…
МАНГУП: ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ ДЫШИТ ИСТОРИЕЙ…
Мангуп — один из интереснейших пещерных городов. Четыре года назад историко-археологический памятник Мангуп занесен ЮНЕСКО в список уникальных мировых исторических древностей.

Еще в III–IV вв. мангупское плато заселяли готы, а первые укрепления возникли здесь в VI в. Тогда была возведена неприступная мощная крепость, которая не имела равных в Тавриде. Об этом, в частности, свидетельствует такой факт: если турки завоевали Константинополь за четыре дня, то Мангуп оборонялся два с половиной года. Да и враг завладел им только хитростью. Турки сделали вид, что отступают. Воины Мангупа бросились за ними, но попали в засаду.

В разные времена городом владели хазары, генуэзцы, татары, турки и др. С X в. крепость Мангуп носила имя Феодоро и была столицей одноименного княжества. Жили здесь феодориты — переселенцы из Византии, потомки святого мученика Феодора Тирона.

Мангупское плато расположено на высоте почти 600 м над уровнем моря. Подъем на него по довольно крутой тропе занял 40 минут. Это самая высокая точка, которую мы преодолели в горах.

Мангуп. Бывший пещерный храм

Тропа привела нас к башне и защитной стене (4 м шириной). Отсюда открывается величественная панорама — чувствуешь себя будто между небом и землей. Облака плывут ниже нас…

Православное царство Феодоро ведет нас в глубину веков. Величественные руины напоминают о многолюдном городе. Об этом свидетельствуют и остатки храмов, пещер, хозяйственных помещений. Есть даже подземная тюрьма с вырубленными в скале камерами.

Паломники с интересом осмотрели руины дворца последних правителей княжества. Неподалеку от него — христианский храм. Он был украшен двумя рядами колонн, по шесть в каждом. Археологи определили, что храм несколько раз горел и восстанавливался, а окончательно был разрушен в 1475 г.

Ныне на плато есть действующий Мангупский Благовещенский мужской монастырь. Живет в нем шесть насельников, наместник — игумен Иакинф, родом из Ружина — наш земляк. Он заранее знал, что группа паломников поднимается на плато. Батюшка предложил нам после нелегкого подъема подкрепить силы за трапезой.

Мангуп. В пещерном храме
Отец Иакинф рассказал, что сейчас актуален вопрос возрождения Мангупа, но для этого необходима государственная программа. Это святыня мирового значения, и православные верующие сами не в состоянии ее восстановить.

Зимой монастырь по нескольку месяцев не имеет связи с внешним миром. Величие природы, тишина — и только церковное пение звучит над живописными горами.

Жители современного Мангупа нам показались особенными: спокойные лица, не обремененные излишними хлопотами и суетой люди.

Паломники помолились в действующем пещерном храме, поставили свечи, подали записки, а затем отправились к горному источнику Всех мангупских святых, расположенному на высоте почти 300 м над уровнем моря.
ЭСКИ-КЕРМЕН: СТАРАЯ КРЕПОСТЬ
Эта крепость с первоклассными оборонительными сооружениями построена в VI в. с помощью византийцев. Она служила для прикрытия подступов к Херсонесу, который находится на расстоянии 30 км.

В VIII в. Эски-Кермен, как один из центров антихазарского восстания, разрушили хазары. В 1299 г., во время нашествия Золотой Орды, город был сожжен.

Эски-Кермен.
Храм «Трех всадников»

Впрочем, на сегодняшний день здесь сохранилось немало интересного. Еще по дороге в город, поднимаясь по тропе, мы видели камень-храм «Трех всадников», высеченный в скале. Он известен своими фресками, на которых изображены святые великомученики Феодор Стратилат, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский.

Паломников заинтересовал глубокий колодец, которым пользовались жители Эски-Кермена во время осады города. Это — грандиозное сооружение. По преданию, ордынцам удалось взять городище только после того, как они пробили скалу и перекрыли доступ к воде.

Эски-Кермен — очень живописный город: старые улочки, храмы, казематы, колодцы, постоялый двор, резервуары для хранения дождевой воды и т. п. В некоторых храмах мы видели углубления в скале. Перед тем как зайти внутрь, прихожане обязательно омывали ноги.
Кое-где в храмах сохранились емкости для пожертвований — сюда сыпали мерку зерна. Паломники осмотрели остатки городского тюремного каземата, где заключенных за руки и ноги приковывали к скале. Держали в ней, как правило, шпионов и воров.

Эски-Кермен.
Улица древнего города
На самом высоком месте плато есть остатки большого христианского храма, возникшего вместе с крепостью в VI в. В храме в честь Успения Божией Матери (XIII в.) до сих пор сохранились старинные фрески.

В те времена люди возводили городища настолько добротно, что, несмотря на частые землетрясения, остатки Эски-Кермена и в наши дни рассказывают потомкам о многовековой истории жизни православных христиан.
«КРЫМСКИЙ АФОН»
В древние времена люди ценили величие природы и старались жить в гармонии с ней. Следовательно, для собственных домов, а тем более для монастырей выбирали самые красивые места. Все это понимаешь, поднимаясь по дороге в Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь, основанный византийцами еще в VIII в. Сначала здесь было просто поселение.

По преданию, в этом урочище пастух Михаил пас овец. Вдруг он увидел на скале в семи саженях (около 15 м) от земли икону Богоматери «Одигитрия» («Путеводительница»), а перед ней — горящую свечу. Михаил побежал домой и рассказал об этом своему хозяину. Пришли люди, с благоговением сняли икону и перенесли ее в дом, стоявший неподалеку. Но утром иконы в доме не нашли, она вновь оказалась на той же скале.

Эски-Кермен. Внутри пещерного храма

Православные христиане поняли, что это место не простое: Божией Матери необходимо, чтобы Ее икона находилась именно здесь. В скале был сделан храм со ступеньками, в который и перенесли икону. Явление святого образа произошло 15 августа (по ст. ст.), поэтому новый храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Слава о нем быстро распространялась по миру. Даже мусульмане приходили сюда, ставили перед иконой пудовые свечи…

Со временем на этом месте появился Успенский монастырь, а икона Богородицы «Одигитрия» несколько веков находилась в главном храме.

В XIII–XV вв. православные христиане Крыма страдали от татар и турок. На верующих людей накладывались невероятные налоги. В частности, им приходилось платить даже за право ношения головы и т. д.

Монастырь пребывал в крайней нужде. Митрополит Готфейский и Кафайский Игнатий обратился к императрице Екатерине II с предложением вывести христиан из Крыма в Азовскую губернию, где земли пустовали. Ответ был положительным. Переселением руководили князь Г. Потемкин и граф П. Румянцев, но основные заботы по обеспечению безопасности христиан легли на генералиссимуса А. Суворова. Потянулись многочисленные телеги, вывозившие людей с полуострова. В начале процессии несли чудотворную икону Божией Матери.

Новое поселение стало городом Мариуполем. Там был возведен Успенский храм, где долгое время хранилась икона Богоматери «Одигитрия». Для иконы сделали драгоценный оклад, ризы из жемчуга и др. В 1917 г. святыня исчезла, ее местонахождение до сих пор неизвестно. Сохранился точный список этой иконы, который теперь пребывает в Успенском пещерном храме Бахчисарайского монастыря.

Бахчисарай. Успенский храм
Иконостас храма отличается уникальной резьбой по камню. Интересно, что пол в Успенском пещерном храме расположен под наклоном, и это сделано сознательно еще в древние времена. Именно так удобно стоять длительное время, не утомляя ног.

Что касается дальнейшей истории монастыря, то несколько веков он находился в упадке. Самые большие разрушения нанесены обители при советской власти. Все храмы, кроме пещерного Успенского, были заминированы и взорваны. В обители действовала трудовая колония для лиц, лишенных свободы.

На территории монастыря находится военное кладбище, где похоронены несколько тысяч офицеров, погибших во время Крымской войны (тогда здесь был расположен госпиталь). Военных хоронили с наградами и именным оружием. (В наше время так называемые «черные археологи» в поисках драгоценностей перерыли все кладбище).

В 1993 г. монастырь вернули Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Силуан, очень уважаемый крымчанами человек. Святая обитель постепенно возрождается благодаря упорному труду монахов. Уже возведены монастырские храмы, келейные корпуса, колокольня, дом настоятеля. Строится монастырская больница, а рядом — церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона.
НА ПРЕСТОЛЬНОМ ПРАЗДНИКЕ В МОНАСТЫРЕ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Эта обитель расположена в горной живописной местности и сохранила колорит средневековой Тавриды. Монастырь основан в VIII в. Очень удачно найдено место: ветры сюда почти не достигают, а красота, открывающаяся из пещерных келий, умиротворяет, душа успокаивается и предается молитве. Растительный мир богат: крымская сосна, вечнозеленый можжевельник, терн и кизил, плющ, лозы винограда; дышится легко и свободно…

Пещеры монастыря Феодора Стратилата
Паломники по лесной тропинке поднялись к источнику святого Феодора Стратилата. Вода — чистая, достаточно прохладная (восемь градусов), на вкус — превосходная!

От источника тропа через тисовую рощу привела паломников к самому длинному в Крыму гроту (142 м). Там мы встретились с настоятелем обители иеромонахом Даниилом.

Особое впечатление на паломников произвел действующий пещерный храм. В полу скалы сохранились углубления, вероятнее всего, для захоронений. Вдоль стен — каменные скамьи. Алтарь, высеченный в скале, ориентирован на восток. В этом храме более 800 лет молились не только монахи, но и прихожане. Он просуществовал до 1475 г., когда турки завладели Мангупом.
КАЧИ-КАЛЬОН: КРЕСТОВЫЙ КОРАБЛЬ
Эта скала по форме напоминает величественный корабль. Поселение здесь возникло еще в VI в., а монастырь — в VIII–IX вв. Последний просуществовал более тысячи лет и закрылся в связи с переселением христиан в Приазовье в 1778 р.

Высеченные в скале пещеры, а их более 150, сосредоточены вокруг пяти больших гротов. Когда наша группа по тропинке поднялась на гору, начался обильный летний дождь, потом — град. Раскаты грома отдавались эхом в гротах. Паломники наблюдали за игрой летнего неба, разнообразными красками земли…

Качи-Кальон. Пещерный храм
во имя великомученицы Анастасии
Мы благополучно переждали дождь в одном из гротов и пошли к источнику великомученицы Анастасии. В скальном массиве, на разной высоте, паломники видели высеченные часовни, храмы, келии. Есть немало тарпанов (виноградодавилен). Монахи были хорошо осведомлены в деле производства вина, которое отличалось хорошими вкусовыми качествами, ведь виноград рос высоко под солнцем.

В скитском храме, построенном в греческом стиле паломникам вынесли для поклонения великую святыню — на дорогой ткани частицу мощей великомученицы Анастасии. С благоговением мы приложились к ней, прося святую молить Бога о нас грешных…

Прошло пять лет с того времени, как древняя обитель начала возрождаться. Электроэнергии в монастыре нет, только солнечные батареи и ветряная меленка.

Подняться на Качи-Кальон нелегко, здесь нет туристов, только паломники. Душа православного человека чувствует святость этих мест…
Тамара Зозуленко,
член Союза журналистов Украины
 

One Response to ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА И МОНАСТЫРИ В КРЫМСКИХ ГОРАХ

  1. Владимир,Крым:

    Некая Тамара Зозуленко в своей статье о Мангупе (ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА И МОНАСТЫРИ В КРЫМСКИХ ГОРАХ) несет какой-то бред сивой кобылы об истории Феодоро. Какие переселенцы из Византии? Что за вздор?

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика