По сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территории между Дунаем и Черным морем, заселенные тогда племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено апостолом Андреем Первозванным. В 106 г. Дакия была покорена римским императором Траяном и обращена в римскую провинцию. /> После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная.
Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. В отличие от других народов у молдаван не было единовременного массового Крещения. Распространение христианства шло постепенно.
В IV в. на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия, на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На Втором, Третьем и Четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из г. Томы (ныне — Констанца).
До V в. Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V в.) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII в. император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию власти Константинопольского патриарха. Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен.
В конце III в. сюда вторглись готы и гепиды, в IV–VI вв. — гунны и авары. С VI в. здесь стали селиться славяне. С IX в. в междуречье Прута и Днестра проживали славянские племена уличей и тиверцев. В V в., по словам Константина Багрянородного, некоторые из римлян, переправившись через р. Дунай, нашли здесь бесчисленный народ славянский; в VI в., по свидетельству готского историка Иордана, от Днестра по берегам черноморским до Дуная жили анты, а в 582 г. аварский хан Баян также нашел тут селения славянские.
Перед началом христианизации Киевской Руси, по словам летописца Нестора, славяне «седяху» по Днестру и «приседяху Дунаеви» до самого моря в этой стране, которую греки звали «Скифь». С X в. эти земли вошли в сферу влияния Киевской Руси. Однако вторжения половцев и печенегов привели к исчезновению здесь славянского населения к концу XII в.
В XIII — начале XIV в. Молдова находилась под властью монголо-татар. В первой половине XIV в. монголо-татарское иго было свергнуто, и в 1359 г. возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом. В состав этого княжества вошла также Буковина. По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV в. не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель.
После основания Молдавского княжества к концу XIV в. была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата (впервые упомянута в 1386 г.). Молодому Молдавскому государству пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с поляками, венграми и турками.
В 1456 г. молдавские господари признали вассальную зависимость от турецкого султана. Молдова, как и Валахия, до начала XVI в. сохраняла право выбора своих господарей. С начала же XVI в. они стали назначаться султаном. Несмотря на зависимость от Османской империи, положение Церкви в Валахии и Молдове было намного лучше, чем в сопредельных землях.
При покровительстве местных господарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные соборы. С 1716 г. воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь.
Епископами в Валахскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову. Во второй половине XVIII в. Валахский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 г. ему был пожалован почетный титул наместника Кесарии Каппадокийской — исторической кафедры, которую в IV в. возглавлял святитель Василий Великий.
В результате русско- турецких войн второй половины XVIII в. Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 г., во время второй русско-турецкой войны, Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Валахийская экзархия, местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников).
В 1792 г. митрополитом Молдо-Валахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони). В 1812 г. по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия.
21 августа 1813 г. ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Валахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 г. Епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате революции в России эти земли отошли к Румынии, а церковной юрисдикцией стала обладать Румынская Патриархия.
В 1944 г., после освобождения Румынии и по договоренностям между двумя Церквами, эти территории вновь стали относиться к Русской Православной Церкви. Ныне Православная Церковь Молдовы включает шесть епархий: Кишиневскую, Тираспольскую и Дубоссарскую, Кагульскую и Комратскую, Единецкую и Бричанскую, Унгенскую и Ниспоренскую, Бельцкую и Фэлештскую.
Подготовила Елена Головина
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика