Жизненный путь этого Божия угодника известен нам с того момента, когда он приступил к исполнению обетов, добровольно принятых на себя при постриге в монашество. Игумен той обители, прозрев в иноке Иоанне будущего епископа, усердно наставлял его не унывать, не пренебрегать убогими, не возноситься знаниями, пребывать в смирении мысли.
В 1350 г. Суздальский князь Константин Васильевич перенес столицу своих обширных владений из Суздаля в Нижний Новгород. При этом правитель пожелал иметь и своего архиерея, отдельно от Ростовского и Владимирского. По благословению Константинопольского патриарха, первым архиереем Нижегородской епархии стал инок Иоанн.
Приступив к исполнению архипастырских обязанностей, праведник принялся за миссионерскую деятельность. Тогда как князь Константин расширял пределы своих владений за счет покоренной мордвы, Иоанн вслед за ним сеял слово Божие среди язычников.
Проповедь святителя была особенно действенной, т. к. жизнь владыки являла собой пример благочестия. Епископ Иоанн был молчалив и кроток, никогда не гневался, питал любовь ко всем людям, был чужд тщеславия и лукавства. Проповеди архипастыря были ясными и понятными и обращали слушателей к покаянию.
Богатых он учил не превозноситься и не уповать на земное богатство; вдовиц — прилежать посту и воздержанию и избегать украшения в одежде. Бескорыстный и сердобольный, он заботился более о покое других, чем о своем. Заметив непомерно высокий налог, который были обязаны выплачивать крестьяне, он смог повлиять на ситуацию и снизить его.
Стараниями епископа Иоанна были построены богадельни для больных и престарелых, а благочестие в народе праведник поддерживал совершением крестных ходов. Во время молитвы святитель был недвижим.
Однажды, в праздник Преображения Господня, во время Литургии в новоустроенной Евфимиевой обители князь Борис увидел, что с епископом служит еще кто-то, облеченный светом и славой. По настоятельной просьбе князя святитель сказал: «Если Бог открыл тебе видение, я ли могу сие утаить? То был Ангел Господень, который не только ныне, но и всегда, повелением Божиим, сослужит мне, недостойному. Но не рассказывай никому о виденном тобою, пока я жив».
Владыка не любил, когда его добрые дела и дары, принимаемые от Бога, становились известны людям. А когда святителя спрашивали, какая добродетель высшая, он отвечал: «Творимая тайно».
В 1364 г. к нему обратился за благословением построить новую женскую обитель благоверный князь Андрей, описав обстоятельства, при которых он принял такое решение. (Когда князь с дружиной плыл на кораблях по Волге от Нижнего Новгорода, то поднялась сильная буря, грозившая гибелью. Все начали молить Господа о помощи. Стал молиться и Андрей, дав обет устроить обитель в случае спасения. Буря тут же утихла, и все добрались до берега).
Выслушав князя, святитель преподал ему свое архиерейское благословение. В скором времени князь Андрей скончался, а между братьями князьями Борисом и Димитрием разгорелись сильные споры за влияние…
Епископ Иоанн стал жить в уединении в Боголюбской обители Пресвятой Богородицы, где со временем принял постриг в схиму. Скончался праведник после непродолжительной болезни в 1373 г. и был захоронен в соборе Суздаля.
Через 200 лет он уже почитался Церковью как святой: в его честь строились храмы и была написана служба. Также известно множество случаев исцеления после молитв у мощей святителя Иоанна Суздальского.
Подготовил Андрей Гор
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика