Вновь обратившись к «Церковно-историческим повествованиям общедоступного содержания и изложения» профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908), продолжим знакомство с историей паломничества на Святую Землю во времена древней Церкви.

О МЕСТАХ ПОКЛОНЕНИЯ
С особенным усердием христианские путешественники IV–V вв. посещали Иерусалим, где, прежде всего, воздавали поклонение Животворящему Кресту Христову. По словам святого Кирилла Иерусалимского (IV в.), частицы от Креста Господня разносились паломниками по всей христианской земле.
Уже тогда в числе наиболее почитаемых иерусалимских святынь были пещера Гроба Господня и гора Голгофа, место крестной смерти Спасителя. Посещали паломники Сионскую горницу, обозревали дом первосвященника Каиафы и преторию римского правителя Понтия Пилата (сохранившиеся, хотя и в запустении, до IV в.) и многие другие памятные места. После Иерусалима особое внимание путешественников привлекал Вифлеем.
По свидетельству блаженного Иеронима, здесь посещали «гостиницу Марии», то есть место Рождества Христова. Среди святых мест, которые считали своим долгом посетить паломники, были: гора Елеонская вблизи Иерусалима, с которой вознесся Господь; гроб Лазаря в Вифании; Иордан; гора Фавор, на которой, по преданию Церкви, Господь преобразился перед учениками; такие города, как Назарет, Кана, Капернаум, а также море Геннисаретское.
Особо стоит упомянуть привлекавшие внимание древних путешественников величественные строения, которые были воздвигнуты на Святой Земле императором Константином Великим и его матерью Еленой. По словам А. П. Лебедева, «эти великолепные сооружения были как бы знаками победы христианства над язычеством, которая совершилась в начале IV века», а «первое место занимала постройка над пещерой Гроба Господня и храм вблизи ее».
Кроме этого храма, Константин построил храм у дуба Мамврийского, который путешественники находили столь же прекрасным, как и храм в Иерусалиме. В свою очередь, святая Елена построила прекрасные храмы над пещерой Рождества Христова в Вифлееме и на горе Елеонской — на месте Вознесения Господня, также привлекавшие внимание паломников.
МНЕНИЯ О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ
В связи с тем что в IV и начале V в. паломничество на Святую Землю становится делом весьма распространенным, в это же время отцами и учителями Церкви был высказано немало глубоких мыслей о важности и значении путешествий на Святую Землю. Причем мыслей не только возбуждающих и укрепляющих стремление к странничеству, но и таких, которые учили христиан быть осторожными в своих порывах к путешествиям и связывать ценность паломнического подвига не с дальностью путешествия, а с правильным душевным расположением.
Например, блаженный Иероним придавал очень большое значение паломничеству на Святую Землю в деле религиозного преуспеяния христианина, но, в то же время, советовал путешественникам ни на минуту не забывать, что истинное служение Богу — в духе (см.: Ин. 4: 23–24), и давал понять, что паломничество на Святую Землю тогда только получит значение, когда паломники, узрев места крестной смерти и воскресения Спасителя, погребут себя для греха и воскреснут для новой, совершенной жизни.
В свою очередь, святой Григорий Нисский писал о том, что было бы неосновательно думать, будто, побывав в Иерусалиме, человек становится более верующим, чем прочие люди, и что он становится святее, особенно если помыслы его остаются греховными.
ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ ПАЛЕСТИНЫ МУСУЛЬМАНАМИ
Как замечает профессор А. П. Лебедев, изучение истории путешествий на Святую Землю после V в. древней Церкви затруднительно, поскольку «историк не богат документами», но все же изложение этой истории возможно.
Вот как излагает ее сам Лебедев: «Недолго Святая Земля оставалась в руках христианского правительства. В начале VII в. Палестина была завоевана сарацинами-магометанами, под владычеством которых она оставалась во все время древней Церкви. Без сомнения, на первых порах этого владычества христиане опасались пускаться в путешествие к святым местам, находившимся в руках неверных.
Быть может, этим объясняется то обстоятельство, что мы так мало знаем о путешествиях во Святую Землю из VII века. Но вскоре оказалось, что опасения и страх иноверного господства в Палестине безосновательны. Магометане-сарацины по весьма важным причинам нисколько не думали стеснять путешественников-христиан; напротив, они даже благосклонно смотрели на подобное дело.
У самих магометан составляло религиозный закон — путешествие ко святым местам: что считали они делом святым для себя, в том они не могли отказывать и христианам. Притом же, такие места, как Иерусалим, предмет глубокого религиозного почитания христиан, были также священными и достойными почитания и в глазах сарацин-магометан.
К этому присоединялись и экономические расчеты со стороны новых властителей Палестины. Путешественники оставляли в Палестине немало золота, будь то в качестве различных милостынь в пользу церквей, будь то в качестве платы за позволение осмотреть ту или иную святыню, находящуюся в руках неверных, будь то в качестве простых издержек на проживание: все это побуждало магометан не препятствовать христианам посещать святые места Палестины».
О ПАЛОМНИКАХ ПОНЕВОЛЕ
Примечательно, что трудности и опасности путешествия (например, возможные столкновения с иноверными) делали паломнический подвиг еще более привлекательным и ценным в глазах христиан, и тот, кто совершил подобное путешествие, смотрел на себя как на своего рода героя.
В то же время, если в IV–V вв. на Святую Землю путешествовали по доброй воле, будучи движимы благочестием и жаждой поклониться святым местам, связанным с великими событиями Священной истории, то в последующие века среди паломников нередко можно было встретить тяжких грешников, путешествующих ко святым местам по принуждению духовной власти, чтобы замаливать грехи. Случалось, что такие путешественники, вместо того чтобы очистить свою душу подвигом, время пути употребляли на безнравственные дела.
В ОЖИДАНИИ КОНЦА СВЕТА
Своеобразный всплеск путешествий на Святую Землю наблюдался в X и XI вв. В связи с окончанием тысячелетия христианской эры многие из христиан ожидали наступления конца света. В конце X в. многие устремились в Иерусалим, чтобы в поклонении местным святыням почерпнуть силы для борьбы с антихристом и достойно приготовиться к Страшному суду. Поскольку конец X в. не оправдал вышеупомянутых ожиданий, то же самое стали думать о конце XI в.
ИСКАЖЕНИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ПОДВИГА
Одним из искажений обычая путешествовать на Святую Землю были путешествия, воодушевленные надеждой удостоиться смерти в Иерусалиме (многие полагали, что тем самым отверзут себе райские двери).
Как сообщает профессор А. П. Лебедев, «у иных путешественников паломничество принимает вид своеобразный до странности. Выдумали особое платье для путешествий ко святым местам, платье, которое бы показывало их кающимися грешниками; в руки брали бич, вероятно, в ознаменование того, что принятый ими подвиг есть своего рода самобичевание; нередко шли босыми ногами.
Последнюю крайность в путешествиях описываемого времени составляет то, что некоторые шли таким образом: три шага сделают вперед, а потом шаг назад, чтобы таким способом удлинить путь и сделать его более угодным Богу». В связи с этим примером уместно еще раз вспомнить слова святителя Григория Нисского о том, что «перемена места не приближает нас к Богу. Но где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такой, чтобы Господь мог вселиться в тебе и ходить» (см.: Лев. 26: 12).
Подготовил Михаил Мазурин

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика