Сусанна Карпенко
Как известно, христианские темы и сюжеты нашли свое отражение не только в богослужебных текстах и песнопениях, но и в народных песнях. Традиции славления Христа в период святок — красноречивое тому подтверждение. Однако религиозная тематика в украинском песенном фольклоре представлена не только рождественскими мотивами. Подробнее об этом — в интервью с Сусанной Карпенко, одним из руководителей ансамбля украинской аутентичной музыки «Божичи» (это название может трактоваться как «Божии люди» или «Божии дети» — см.: Ин. 1: 12), фольклористкой, регентом хора храма в честь Покрова Божией Матери и великомученика Артемия с. Гатное Киево-Святошинского р-на Киевской области.

— Насколько значительное место в украинском песенном фольклоре занимает христианская тематика?
— Она представлена в народных песнях очень широко, причем при помощи различных выразительных средств. Понятно, что есть собственно христианские, библейские сюжеты, есть песни религиозного содержания. Однако христианские ценности нашли свое отражение практически во всех жанрах украинского песенного фольклора. В самой песне может не упоминаться Господь Иисус Христос или Матерь Божия, но при этом отражено христианское отношение к тому, о чем идет речь в этом произведении. В тех же лирических песнях (со всем их многообразием сюжетов) нередко присутствует мораль, которая преподносится с точки зрения христианской этики. Скажем, если в песне речь идет о супружеской измене, то сам этот факт осуждается.

— Какие христианские темы наиболее представлены в украинских народных песнях?
— Прежде всего, конечно же, Рождество Христово, которое очень полно и разно­образно отображено в рождественских колядках. Иногда — в сюжетах, которых мы не найдем в Священном Писании и, возможно, заимствованных в неких апокрифических источниках. Например, распространен сюжет, в котором повествуется, как Дева Мария с Младенцем убегает от слуг Ирода и на пути Ей встречается человек, сеющий пшеницу. Попросив спрятать Их от погони, Пресвятая Дева обещает этому человеку, что он, если поможет Ей, завтра же соберет свой урожай. Когда появляются слуги Ирода, то они застают этого человека уже за жатвой. Узнав, что преследуемые ими Мария с Младенцем были здесь, когда он еще только сеял пшеницу, они возвращаются обратно, подумав, что было это очень давно…
«Христославы». Картина Ф. В. Сычкова
Пасхальная тема в украинских народных песнях также представлена, хотя значительно меньше, чем рождественская. В частности, — в так называемых волочебных песнях, исполнявшихся в первые дни празднования Пасхи (подобно тому, как исполняются на святках рождественские колядки) и в нашей стране еще сохранившихся на территориях, граничащих с Беларусью. Кроме того, в Карпатах распространен особый жанр — «перепилонька». Песни этого жанра хорошо узнаваемы по особой мелодии и посвящены Воскресению Христову, при этом они также повествуют о событиях Страстной седмицы.
Отдельная тема — песни, приуроченные к Великому посту. Примечательно, что кроме постовых песен собственно религиозного содержания существуют и песни с бытовыми сюжетами, которые, однако, принято петь только в пост (возможно, в связи с присутствием в них неких назидательных моментов).
Говоря о народных песнях, связанных с церковным календарем, следует упомянуть и широкоизвестную «Ой, хто, хто Миколая любить». В Харьковской области была записана песня старинного напева, включающая в себя этот текст, но во второй части переходящая в рождественскую колядку и, таким образом, как бы соединяющая в себе два праздника — день памяти святителя Николая Чудотворца и Рождество Христово. Думаю, подобных песен было больше, но они не сохранились до наших дней.
Что касается других тем, то, например, широко представлена в народных песнях тема христианского осмысления смерти. В песнях, посвященных этой теме, говорится о необходимости всегда помнить о смерти, содержатся призывы к покаянию, даются наставления: быть милосердным, добрым, чтить своих родных. Нередко в таких песнях человеку задается вопрос о том, зачем он тратит все свое время на приобретение земных благ, ведь придет смерть и в могилу он своих богатств не возьмет (сравн.: Лк. 12: 20). Слушая эти песни, мы четко понимаем, что это — христианская позиция.
В лирических же песнях, где эта позиция не преподносится напрямую, тем не менее, также могут содержаться завуалированные назидания — например, совет девушке «не гулять с дворянином» подводит к теме о необходимости хранить девичью честь, беречь целомудрие. Таким же образом, с косвенными назиданиями, может преподноситься и тема супружеской верности.
Очень распространены (например, в свадебных песнях) сюжеты о взаимоотношениях свекрови и невестки. Песни такого содержания могут либо поучать невестку, что по отношению к свекрови следует вести себя почтительно, либо, демонстрируя несправедливое отношение свекрови к доброй и старательной невестке, — подводить к мысли о недопустимости такого поведения.
Есть песни, в которых осуждается непочтительное отношение к старшим, прежде всего — к отцу и матери; во многих выражается сочувствие к сиротам и вдовам, защитник которых — Сам Бог (см.: Пс. 67: 6).

— А какие жанры религиозных народных песнопений, кроме уже упомянутых рождественских колядок, наиболее характерны для украинского фольклора?
— Наиболее глубоко христианская тематика раскрывается в псальмах. Именно в них ставятся важные вопросы, благодаря которым человек начинает задумываться о смысле своей жизни, о смерти, о своем духовном состоянии, о покаянии. Многие сюжеты псальм отсылают к Евангелию, богослужебным текстам или заимствованы из житий святых — например, псальма «Страдальная мати», описывающая страдания Божией Матери у Креста, на котором распят Ее Сын (перекликается с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы»), или же псальма об Алексии, человеке Божием. Причем сложилась традиция исполнять такие псальмы в пост. Есть также псальмы похоронные или поминальные, приуроченные, соответственно, к похоронам или поминальным дням. В них содержатся размышления о смерти, причем повествование может вестись от лица умершего человека либо касаться посещения родных и близких душой почившего в день его поминовения.

Христианские мотивы присутствуют и в некоторых щедровках (которые обычно исполняются в вечер накануне «Старого Нового года», т. е. в канун дня памяти святителя Василия Великого). Но большая часть щедровок все же посвящена светской тематике (например, добрым пожеланиям хозяину дома и членам его семьи), хотя и исполняются они на святках.

— Каково, на Ваш взгляд, значение народных песен христианской тематики для наших современников? Ведь, посещая храмы, они слышат там богослужебные песнопения…

— Для понимания богослужебных текстов все же нужен определенный навык. Мне кажется, что народные песнопения проще для понимания, особенно если речь идет о человеке невоцерковленном или даже пока неверующем. В таком человеке (если, конечно, он — внимательный слушатель) народная песня, простая и в то же время мудрая, способна вызвать вопросы о смысле его существования. Она может заставить его сделать первый шажок к Богу, побудить к богопознанию. И даже непритворная, естественная красота народной песни, совершенствовавшейся веками (ведь сохранились самые красивые мелодии), может подвести человека к пониманию заключенной в ней мудрости.

Беседовал Михаил Мазурин
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика